SMART — способ достижения целей в развитии малого бизнеса
Любой владелец малого бизнеса знает, какими серьезными последствиями может обернуться неверный шаг в стратегическом планировании развития. Если у больших компаний будет хоть как-то заметен процесс ухудшения положения, то у мелких все произойдет настолько молниеносно, что останется констатировать только факты банкротства. Если вы хотите этого избежать для себя, я предлагаю начать с правильного планирования, а точнее умного. Есть такой великолепный инструмент маркетинга, как SMART-анализ или SMART-метод. Сама по себе идея SMART не нова, ее давно используют в различных сферах деятельности и даже личной жизни.
Вообще, SMART – это аббревиатура из 5 слов – слагаемых так называемого умного планирования цели. Эти слагаемые – конкретность, измеримость, достижимость, актуальность и определенность во времени (естественно на английском языке). Итак, приведу основные положения SMART-метода, касающиеся развития вашего малого бизнеса:
— Конкретность (Specific). Цели должны иметь конкретное определение, а не быть облачными и непонятными. Например, если вы хотите увеличить доход своего бизнеса, то должны четко представлять, на какую сумму и за счет чего именно.
— Измеримость (Measurable). Цель должна определяться не только качественно, но и количественно, то есть иметь какую-то измеримую величину. Например, моя цель — найти 1000 клиентов, из которых как минимум 200-300 закрыть на продажу. Заметьте, что я не абстрагирую – найти много клиентов и всем им продать свою услугу.
— Достижимость (Attainable). Не ставьте себе цель – заработать миллион, если вы не можете осилить даже его тысячную долю. Лучше задайте посильную цель, например, увеличить заработок на 10 %. Конечно, я не утверждаю, что не нужно ставить глобальных целей, но их осуществление является только результатом решения мелких задач.
Актуальность (Relevant). Вы должны иметь точное понятие о том, в какой сфере рынка вы планируете развиваться, и насколько актуально будет то или иное ваше действие. Например, я бы не стал строить наполеоновских планов в заработке на продаже общедоступных аудио-книг при большом количестве конкурентов в этой сфере.
Определенность во времени (Time). Любая, глобальная или самая ничтожная, цель должна быть строго ограничена во времени. В противном случае вы просто будете находить тысячу причин, чтобы отодвинуть по времени исполнения то или иное действие для развития вашего бизнеса.
Вам, возможно, могут быть интересны следующие статьи:
Развитие своего бизнеса : 4 стратегии
SWOT анализ в развитии малого бизнеса
PEST-анализ